Методическая разработка. Законы композиции.

Законы композиции

Закон симметрии

1341668015_poussin-et-in-arcadia-ego

Требует точного соответствия правой и левой части композиции. Нарушения равновесия рождает динамику, вносит в картину элемент беспокойства. Симметрия используется для выражения покоя.

Закон равновесия

Требует композиционной устойчивости.

262348

Закон ритма

Создается чередованием одного и того же предмета. Помогает передать стройность и непрерывность предмета.

2304438

Закон статики

Требует спокойных движений линии и масс, четких членений композиции по горизонтали и вертикалям.

andrej-rublev-troitsa

Закон динамики

Требует резкой смены направлении  движения масс расположенных фигур в картине.

%d0%bf-%d1%80%d1%83%d0%b1%d0%b5%d0%bd%d1%81

Закон подчинения второстепенного главному

Требует того чтобы определенный предмет привлекал внимание к себе через другие, чтобы все предметы были обращены к главному. Центр внимания располагается по  середине хоста, центра может быть два или более.

1600x1200_302594_www-artfile-ru

Выделяется:

  1. использование светотени.
  2. Расстояние между фигурами.
  3. цветовые сопоставления.

Закон выделения зрительного центра

Для передачи образа чего-то неподвижного, устойчивого подойдет замкнутая , закрытая, статичная композиция. Основные направления линии стягиваются к центру. Построение ее по форме круга, квадрата, прямоугольника с учетом симметрии дает необходимое решение.

Если вам необходимо нарисовать панорамный пейзаж, показать большой простор, то не следует его перегораживать с боков, ограничивать каким-либо деревьями или зданиями, а лучше сделать уходящим за пределы рамы. Это тип открытой композиции. Основные направления линии и центра.

Догадки расширяют фантазию зрителя. Если далекий горизонт частично загородить деревьями или другими предметами первого плана, то можно достигнуть большой образной выразительности композиции.

Когда в эпоху Возрождения изменилась концепция мира, и на смену замкнутого  мира  пришел мир бесконечный, то и на смену замкнутым композициям пришли открытые. В дальнейшем зарубежные и русские художники разработали новые типы композиции и использовали традиционные в зависимости от замысла произведения.

Ритм

Ритм — универсальное природное свойство. Он присутствует во многих явлениях действительности. Вспомните примеры из мира живой природы, которые так или иначе связаны с ритмом (космические явления, вращение планет, смена дня и ночи, цикличность времен года, рост растений и минералов и др.) . Ритм всегда подразумевает движение. Ритм в жизни в искусстве – это не одно и то же. В искусстве возможны перебои ритма, ритмические акценты, его неравномерность, не математическая точность, как  в технике, а живое разнообразие , находящие соответствующее пластическое решение. В произведениях изобразительного искусства, как и в музыке, можно различать активный, порывистый, дробный ритм или плавный, спокойный замедленный. Ритм – это чередование каких-либо элементов в определенной последовательности. В живописи, графике, скульптуре, декоративном искусстве ритм присутствует как одно из важнейших выразительных средств композиции, участвуя не только в построении изображения, но и зачастую придавая содержанию определенную эмоциональность.

Ритм может быть задан линиями, пятнами света и тени, пятнами цвета. Можно использовать  чередование одинаковых элементов композиции, например фигур людей, их рук или ног. В результате ритм может строиться на контрастах объемов. Особая роль отводиться ритму в произведениях народного и декоративно- прикладного искусства. Все многочисленные композиции разнообразных орнаментов построены на определенном ритмическом чередовании их элементов. Ритм является одной из “волшебных палочек” , с помощью которых можно передать движение на плоскости. Мы живем в постоянно изменяющемся мире. В произведениях изобразительного искусства художники стремятся отобразить течение времени. Движение в картине — выразитель времени. На живописном полотне, фреске , в графических листах и иллюстрациях обычно движение воспринимается нами в связи с сюжетной ситуацией. Глубина явлений человеческих характеров наиболее ярко проявляется в конкретном действии, в движении. Даже таких жанрах , как портрет, пейзаж или натюрморт, истинные художники стремятся не просто запечатлеть, но наполнить изображение динамикой , выразить его сущность в действии, в ходе  определенного периода времени или даже представить будущее. Динамичность сюжета может быть связанна не только с перемещением каких-нибудь объектов, но и с их внутренним состоянием.

Передача ритма, движения

Произведения искусства, в которых присутствует движение, характеризуют как динамичные.

Почему же ритм передает движение? Это связанно с особенностью нашего зрения. Взгляд, переходя от одного изобразительного элемента к другому, ему подобному, сам как бы участвует в движении. Например, когда мы смотрим на волны , переводя взгляд от одной волны к другой , создается иллюзия их движения. Изобразительное искусство относится к группе пространственных искусств  в отличие от музыки и литературы, в которых основным является развитие действия во времени. Естественно, что когда мы говорим о передачи движения, на плоскости, то подразумеваем его иллюзию. Какими же еще средствами можно передать динамику сюжета? Художники знают много секретов, чтобы создать иллюзию движения объектов, на картине, подчеркнуть его характер. Рассмотрим некоторые из этих средств.

Проведем простой эксперимент с маленьким мячиком и книгой.

Если немного наклонить книгу, то мячик начинает скатываться. Чем больше наклон книги, тем быстрее скользит по ней мячик, особенно быстрым становится его движение  у самого края книги. Почему же так происходит? Каждый может проделать такой несложный опыт и на его основании убедиться, что скорость движения мячика зависит от величины наклона книги.

Композиция. Тема: выявить ритма в натюрморте.

Цель: Развивать и решать учебно-творческие задачи .

Создание законченного произведения в жанре натюрморт имеет чисто творческие задачи.  В отличие от выполнения заданий с натуры, с учебных постановок, здесь решение композиционных  задач выступает на первый план и представляется более широким и глубоким.

Работа над творческим натюрмортом осуществляется различными методами.

  1. На основе увиденного в жизни мотива создают специальные натурные постановки и с них пишут натюрморт.
  2. Сбор натурного материала (зарисовок, этюдов).
  3. Выполнение эскизов на силуэт.

Работа по созданию творческого натюрморта на основе замысла всегда связана с мировоззрением художника, с его жизненной позицией, отношением к явлениям и событиям.

Также работа над натюрмортом зависит от темы натюрморта, отражающие различные стороны человеческой жизни и деятельности. В зависимости от темы, раскрывающей ту или иную область деятельности человека , и от  особенностей творческой индивидуальности того или иного художника характер натюрморта может быть лирическим, интимным, монументальным, героическим, торжественным и т.д.

Этапы работы над композицией.

  1. Выполнение подготовительных эскизов и зарисовок.
  2. Выбор формата.
  3. Ритмическое решение картинной плоскости, чередование пятен и пауз.
  4. Определение композиционного центра ( ярко выраженный композиционный центр, фактический центр или фризовая композиция, где центра фактически нет.
  5. Тональное решение, силуэтное или светотеневое решение
  6. Выбор уровня зрения.

От уровня зрения сильно зависит степень видимости горизонтальной плоскости. Средне открытая горизонтальная плоскость увеличивает  протяженность пространства, дает почувствовать ритм в сочетании компонентов, составляющих натюрморт.

Глубину пространства усиливают и перспективные изменения каждого предмета.

Автор мастер-класса:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *